Игнат Федорович Некрасов - хранитель казачьих законов и обычаев.

Заветы атамана Игната.   
                   
             Пожалуй, одной из самых  неординарных и талантливых личностей Русского Сопротивления был Игнат Фёдорович Некрасов, избранный атаман станицы Есауловский городок и правая  рука Кондратия Булавина.  Человек,сочетавший в себе черты военного лидера, блестящего организатора, разведчика и весьма неплохого дипломата.               
               Игнат Некрасов командовал  наиболее блестящими операциями повстанцев в ходе войны 1707-1709 годов и ещё почти 30(!!!)лет был настоящей головной болью имперского правительства. А его последователи сохранили дух Русской Воли до сегодняшнего дня.             

            Однако вернёмся в 1708 год. Булавинское восстание заливает весь Юг России от Дона до  Волги...   Стараясь удержать стратегическую инициативу,  Кондратий Булавин отправляет на Волгу крупный отряд повстанцев во главе с атаманами Некрасовым и Павловым. Отряды Некрасова и Павлова  захватили Дмитриевск (ныне г. Камышин), 26 мая осадили Саратов, но, не сумев  овладеть им, двинулись к Царицыну и обложили город. Узнав, что на помощь осаждённому гарнизону следует полк Бернера, повстанцы встретили его на лодках и разбили в 5 км от города. Вернувшись к Царицыну, они засыпали крепостной ров, подожгли укрепления и 7 июня штурмом взяли город. Все  представители ненавистной вольным людям «вертикали власти» – были обезглавлены, а в городе установлено казачье самоуправление. 
               
          Тем временем, в результате  деятельности имперской агентуры и заговора погибает руководитель восстания – Кондратий Булавин, а на Дон врываются царские каратели. Начинается свирепая расправа над  восставшими.

           С конца июля и до  декабря 1708 г. по  указу Петра I карательная армия В.Долгорукого сожгла и разорила казачьи городки по Дону сверху до станицы  Донецкой, по Хопру, Медведице, С. Донцу, Калитвам, Деркулу. Большинство жителей этих городков казнили, частично выслали в Сибирь. Одних только убитых в боях, по сведению В. Долгорукого, насчитывалось 29`400 человек, 7`000  человек было казнено, и трупы их на виселицах-плотах пущены вниз по Дону на страх живым. Всего, по неточным подсчетам, было убито около 40 тысяч человек.

              Казачьего же населения в 1707 г. насчитывалось 28`820 человек. (Это говорит о том, что основная масса участников восстания – беглые крестьяне и солдаты).                         

            В это время Некрасов с  соратником Павловым идёт на Пензу. Узнав о гибели Булавина в результате измены шлёт грозное письмо казачьим старшинам: «если вы не изволите оповестить, за какую ево вину убили и его стариков не освободите, и если не будут отпущены, то мы всеми реками и собранным войском будем немедленно совокупясь к вам итти в Черкасск ради оговорки и публичного розыску» (без сомнения, интереснейший  документ, лучше всего характеризующий Игната Некрасова. Прямо таки «Иду на вы» в стиле князя Святослава).                       
          Развернув армию, Игнат  ринулся обратно на Дон, кишащий карателями и изменниками. Под его знамя стали стекаться крепостные крестьяне, работные люди воронежских верфей, канала Волга – Дон, запорожские казаки. К нему примкнули отряды  атаманов Павлова, Беспалого, Чернеца, Колычева, Лоскута, Ворыча и других. Некрасов, находясь в станице Голубинской, ждал прихода Н. Голого с отрядами повстанцев. Чтобы не допустить соединения отрядов Голого и Некрасова, В. Долгорукий и Шидловский со своими полками напали на станицу Есауловскую, а Хованский – на городок Паншин.
           В ожесточенном бою Некрасов потерпел поражение. Чтобы спасти участников движения от поголовного уничтожения, он с помощью обманных манёвров уводит остатки булавинцев (в сентябре 1708 г.) за Кубань. Правительство считало  восстание на Дону подавленным. Однако это было только началом многолетней кровавой эпопеи.                         
             Численность ушедших вместе со  своим лидером восставших и членов их семей до сих пор является предметом яростных споров среди историков. Официальные источники царского правительства сообщали о 500-600 семействах ушедших вслед за «вором», сами восставшие  говорили о более чем 40`000 человек,ушедших от карателей за кордон. Скорее всего, речь может идти о 15-20 тысячах человек включая стариков, женщин и детей.                       
            Оказавшись на чужбине,  Игнат Фёдорович вместе со своими соратниками проявил себя как уникальный организатор и умный дипломат. Перед переселенцами стояло две важнейших проблемы: как жить дальше? и КАК поладить с тогдашними хозяевами Кубани – крымским ханом и черкесскими князьями? Обе эти задачи были блестяще разрешены.                     
            Разработан свод законов, основанных на  русских национальных демократических традициях, традициях времён становления Руси. После смерти Игната этот свод стал называться «Заветами Игната  Некрасова» и по  этим заветам люди прожили вдали от Руси -245 лет !!!